Хвалить ребенка




Вчера возле фонтана услышал, как дочка просит маму:
- Можно я потрогаю воду, пожалуйста?
- Нет, нельзя! Все дети, как дети, а ты обязательно вляпаешься...
- Ну, пожалуйста, я прошу...

И она продолжала слезно уговаривать ее. Но мама была несокрушима. Кстати, она отвечала вполне сдержанно - это не были просто необдуманные рефлексивные запреты. Не хочу осуждать конкретно эту маму, возможно, у нее были причины так говорить, но давайте возьмем этот случай как пример.

Конечно, я не психолог, но вот что может быть с этими словами не так:
- Мама сравнивает свою дочь с другими и показывает, что другие дети лучше.
- Вместо того, чтобы дать ребенку шанс и сказать "Ты сможешь", читается между строк "ты не сможешь!"
- Мама не оставляет ребенку право на ошибку. А мама никогда в жизни не ошибается?!
- Мама дорожит своим комфортом или репутацией (перед незнакомыми людьми!) больше, чем настоящим интересом ребенка.
- Мама не дает изучать окружающий мир.
- Даже если ребенок каждый раз вляпывается, то мама не принимает этого недостатка ребенка и даже оценивает его по недостаткам.

Вы можете хоть на 100500 кружков своих детей отдать и хвалить их за самые сложные трюки и красивые рисунки, но убивать их веру в свои способности будут именно такие слова возле фонтана, которые мы произнесли, возможно, невзначай. Мы думаем, что мы что-то понимаем в том, что, действительно, необходимо детям.

Мы идем с ними гулять в лес, вооружившишь приложением, которое будет распознавать название растений. Мы стараемся из всего извлечь пользу. Современное общество одержимо эффективностью. Все должно приносить пользу: если купаться, то это физическая польза; если гулять в лесу, то это свежий воздух; если пойти осенью в парк, то это посмотреть на желтые листья; если играться в конструктор, то это развитие мелкой моторики; и так далее. Но детям необходимо самим испытывать свои возможности, идти за своим любопытством.

С ними надо просто ходить в лес, без цели, чтобы они могли по нему бегать и задавать свои вопросы. Не надо придумывать детям задание, надо взять их за руку и пойти с ними туда, где им будет интересно. А если нет возможности взять за руку, то отпустить. Порой, это бывает страшно. Иногда двухлетний шкет хочет прыгнуть в фонтан. Это все есть, я не забылся. Но очень плохо, если детям дают мало времени "без цели", чтобы изучать мир.

Если мы не оставляем детям право на ошибку, то мы жестоки к ним. Иногда более жестоки, чем к себе, хотя должны давать им фору. Если ребенок живет в такой среде, где у него слишком мало попыток, то при использовании каждой попытки, он будет дополнительно нервничать и еще больше ошибаться. Если во время "прикосновения к воде" он будет думать не о воде, а о шансе прикоснуться к воде, он может утратить бдительность. В любом случаем мы проигрываем - нервничает ребенок, или забывается от счастья.

И очень плохо, если мы не даем детям ошибаться, делать свой выбор, если пытаемся им рассказать, что у них хорошо получается, а чем лучше не заниматься. Тема настоящей поддержки ребенка - это не просто "ты умничка", когда он сделал что-то, что нам понятно. Это еще и "ладно, пройдись по этому бортику, но не долго, а то у меня сердце слабое"

Есть очень хороший момент в фильме "В погоне за счастьем":


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас