(Не?)консьюмеризм

Porsche Дженис Джоплин

Накануне прошлых выходных, кажется, вся страна на ушах стояла перед Черной пятницей. В США это уже устоявшаяся традиция. У них еще есть киберпонедельник. В этом году только в США в киберпонедельник объем только онлайн-продаж составил рекордных 9,4 млрд. долларов! Мы покупаем, потребляем, стремимся…

Можно смело сказать, что эти дни - это праздник консьюмеризма (потребительства). Как и любой культ, консьюмеризм должен иметь свои обряды. Вот же они - распродажи на Black Friday & Cyber Monday! Культ - это почитание, поклонение. Нет, не подумайте, что я говорю, что мы поклоняемся вещам. Мы поклоняемся определенному образу жизни и обрядовые распродажи в Черную пятницу четко показывают, насколько это важно для нас.

Мы хотим выглядеть, по меньшей мере, не хуже других. А то и лучше. Мы хотим испытывать комфорт везде и всегда. Мы не хотим унижаться даже перед самим собой. Нам всегда хочется больше, лучше, красивее. Это то, чему мы поклоняемся в современной культуре и здесь все признаки религиозного культа. Мы осуществляем определенный образ жизни и стремимся к нему.

И что с этим делать? Стоит ли это осуждать и всячески порицать? Возможно, необходимо стать аскетом - отказаться от всех благ цивилизации?

Совершенно случайно узнал историю популярной песни “Mercedes Benz” от Дженис Джоплин. Песня была написана в 1971 году. Хиппи Дженис Джоплин была довольно популярной певицей. Многие журналы и рейтинги внесли ее в топ-100 исполнителей мира! Об этом можно почитать в вики. Сама же песня стала хитом и получила много каверов.



Oh Lord, won't you buy me a Mercedes Benz
My friends all drive Porsches, I must make amends
Worked hard all my lifetime, no help from my friends
So Lord, won't you buy me a Mercedes Benz

Oh Lord, won't you buy me a color TV
Dialing For Dollars is trying to find me
I wait for delivery each day until three
So oh Lord, won't you buy me a color TV

Oh Lord, won't you buy me a night on the town
I'm counting on you, Lord, please don't let me down
Prove that you love me and buy the next round
Oh Lord, won't you buy me a night on the town

Так вот, в этой песне, Дженис высмеивает тот самый американский консьюмеризм. Песня написана в саркастической форме. Дженис просит Бога купить (подарить) ей Мерседес. Жалуется, что все ее друзья ездят на Порше и ей необходимо с этим смиряться. Porsche считался тогда нищебродской машиной по сравнению Мерседесом.

Во втором куплете идет ссылка на популярное в то время шоу “Dialing for Dollars”. Это что-то типа лотереи, где во время эфира звонят на случайный номер и, если отвечающий назвал правильно пароль, получает выигрыш. Для это Дженис уже просит у Бога подарить ей цветной телевизор (аналог современности - 11 iPhone), чтобы она смогла участвовать в этом шоу.

Мне эта песня очень понравилась. Она, действительно, очень хорошо высмеивает наивность консьюмеризма. Она как бы показывает, что в этом нет счастья, что все это очень глупо и бессмысленно. Как и многие другие хиппи, она понимала, что есть более важные вещи в жизни. Но, если быть более точным, она относила себя к битникам.

Она говорила:
Хиппи верят в то, что мир может стать лучше. Битники же знают, что лучше не станет, и говорят: да пошёл бы этот мир к чёрту, будем отрываться и хорошо проводить время
Всего через несколько дней после записи этой песни, Дженис умерла от передоза в возрасте 27 лет. Она отчаянно боролась с наркозависимостью. В течение последних 9 месяцев она воздерживалась от наркотиков, но, как она сама говорила, была все-равно очень несчастна. И вот сорвалась…

Это все меня наводит на мысли, что человек всегда ищет что-то, что сделает его счастливым. Слава, потребительство, секс, удовольствия, романтизм… Если он отказывается от чего-то одного, то неизбежно обращается к другому. И, видимо, Дженис не смогла найти ничего, что сделало её по-настоящему счастливой, поэтому снова вернулась к наркотикам, которые дают возможность хоть на миг отстраниться от этого безумия.

Дженис Джоплин
Дженис Джоплин

Она была пророком-бунтарем, который высмеивал одного американского бога, но не смогла найти счастье в другом. Это печальная история, которая вызывает множество размышлений и реакций.

Ирония еще в том, что после изменения поколений, когда хиппи стали сорокалетними семьянинами, изменилась мода и консьюмеризм просто приобрел другую форму. Компания Mercedes использовала несколько раз эту песню для рекламы своих авто. Компания как бы подчеркивает "смотрите, как это приятно стремиться к желанию иметь нашу машину, в этом нет ничего плохого, это, наоборот, прекрасно". Они обожествляют предмет.

По-сути, эта песня была направлена на борюбу со стремлением к роскоши, но консьюмеризм беспристрастен. Ему все равно, чего именно ты желаешь и как тебя впечатлить: если надо, то будет играть аристократическая музыка, ассоциируя владение товаром с принадлежностью к высшему сословию или будет играть откровенно бунтарская музыка, вызывая в бунтарях желание ассоциировать себя с этим предметом. Консьюмеризм подстроится и обязательно найдет тропинки к каждому сердцу, к каждому стилю жизни.

Не то же ли самое мы делаем сегодня, когда бежим на ночь распродаж, что делали американцы, которые торчали возле телевизора в ожидании халявы? С помощью вещей мы хотим немного возвыситься над другими. Мы хотим взглянуть на себя иначе. Мы хотим, мы желаем, мы жаждем. Консьюмеризм становится центром нашей культуры. Наши родители жили не так. Для нас это так же ново, как для американцев 70-х, которые еще помнили запах войны.

Есть ли что-то настоящее в этом мире, что способно поставить нас выше консьюмеризма и других культов (культ личности, интеллекта, секса и так далее)? Да, однозначно, это может сделать только Бог, христианский Бог. Потому что только Им “обладая”, ты не можешь сказать, что заслужил этого и поэтому это сделало тебя выше других. Ты можешь лишь хвалиться Им и поклоняться Ему, потому что Он - не твой атрибут, а Творец, который умеет делать счастливым. Это интересная тема.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас