Про психологию власти из Библии




Есть в Библии одна очень интересная история про Давида и Вирсавию. История очень знаменитая и я лично слышал много проповедей о ней. Но сегодня хочу на нее взглянуть немного иначе. Кроме того, что она о грехе Давида, она еще и о власти. Поехали...

Прочитать можно здесь - 1-е Царств 11-12 главы

Предыстория. Давид - второй царь в Израиле. Он начинал как пастух, но был помазан пророком Самуилом на царство еще при действующей царе Сауле. За это Саул невзлюбил, конечно, Давида. Хотя сначала обожал его, но потом, как это часто бывает, друг стал врагом. Саул начал преследовать Давида. Давид же скрывался как только мог и где только мог, но со временем таки стал царем. Государство к этому времени было разделено, народ разобщен, кланы воевали друг против друга. А еще внешние враги, которых было слишком много, почему-то постоянно хотели поработить Израиль. Шаг за шагом Давид решил религиозно-политические проблемы, победил в целой серии войн и переехал в Иерусалим, хорошо обустроился там с дворцом и всеми делами. У него было несколько жен, много детей. Он был богат. Успешный полководец, который войдет в историю. У него было все, что мог иметь человек его уровня в те времена.

Что мы можем знать о самом Давиде? Какие его переживания, амбиции, мечты, страхи? Знаем мы об этом очень много, потому что большая часть из книги Псалмов (песен) написана им. То есть, там прям вот очень хорошо передаются все его переживания, мольбы. В общем, если почитать их, то начинаешь невольно верить Давиду. Не все его поступки хороши, но многие кажутся оправданными благодаря именно тому, что он много раскрывает душу в Псалмах. В общем, кажется, что это был хороший парень. Да, и сам Бог называет его "муж по сердцу Бога".

История. Вот, Давид сидит у себя во дворце, довольный жизнью. А сидит он, кстати, потому что ему надоело ходить на войны и в этот раз он делегировал это своим военачальникам. Видимо, стало ему скучно, вышел он на крышу погулять и увидел красотку Вирсавию. Захотел заполучить ее. Послал, чтобы разведали, что и как там с ней. Оказалось, что она жена одного порядочного военачальника Урии. Это потенциальная проблема. Но Давида это не остановило. Он позвал к себе женщину и переспал с ней.

Через время она прислала весточку "я беременна"! А вот это уже реальная проблема - Давид не просто не пошел на войну, а еще и замутил с женой военачальника, который рисковал жизнью, а теперь еще и ребенок... Но Давид же не глупец, чтобы все так бросать. "Гениальная" идея посетила его голову - надо позвать с войны Урию. А когда тот будет в городе, то зайдет домой и, конечно, переспит с женой. Можно будет ребенка на него списать. Хотя у Давида были нетипичный цвет волос для евреев, кто знает...

Урия приехал к Давиду, но к жене не пошел. Говорит, что не подобает ему ходить домой, пока идет война и все в палатках и на полях живут.  Прям так и сказал: "Как же мог я идти домой есть и пить и спать со своей женой? Клянусь твоей жизнью, я не сделаю этого!" Он еще раз его пригласил к себе, напоил даже, но тот все равно не пошел к жене. Как назло Давиду!

Короче, понял Давид, что дело не пойдет так и у него появилась еще одна "гениальная" идея - надо вернуть Урию на войну и поставить его где-то в первых рядах, чтобы он погиб. Тогда Давид передал "личную просьбу" другому военачальнику Иоаву: "Поставь Урию в передней линии, где идёт жаркая битва. Затем отступите от него, и пусть его убьют". План сработал. Урию убили. Об успехе предприятия с "личной просьбой" Иоав сообщил тоже интересно. Я просто процитирую:

Иоав послал Давиду полный отчёт о ходе сражения. Он сказал посланцу:
„Расскажи царю о ходе сражения. Если царь разгневается и спросит: "Почему вы так близко подходили к городу? Разве вы не знали, что они будут со стены пускать в вас стрелы? Кто убил Авимелеха, сына Иероваала? Женщина бросила на него со стены верхнюю часть жернова, и он умер в Тевеце. Зачем же вы так близко подходили к стенам?" Если царь спросит тебя это, тогда скажи ему: "И слуга твой, Урия Хеттеянин, тоже убит"".

Посланец пошёл и рассказал Давиду всё, что велел ему Иоав. Посланец сказал Давиду:
„Те люди атаковали нас в открытом поле, но мы сразились с ними и преследовали их до входа в городские ворота. Тогда стрелки со стен стали пускать стрелы в твоих слуг, и некоторые из слуг царя были убиты. Умер также и слуга твой Урия Хеттеянин".

Давид сказал посланцу:
„Передай Иоаву следущее: "Пусть это не смущает тебя, ибо меч поражает то одного, то другого. Усиль атаку против города и уничтожь его". Скажи это, чтобы ободрить Иоава".

В общем, дело в шляпе! Но давайте посмотрим на поведение Давида поближе. Он сделал что-то плохое, но не ужасное, как ему казалось. Но у поступков бывают последствия. Он придумал план А (притащить Урию к жене), чтобы "замести" последствия. Не сработало. Тогда появился план Б (уничтожить физически потенциальные проблемы). Получилось. Или нет?

Давид настолько был увлечен решением своей личной проблемы, что наломал еще больше дров и действовал неестественно для него. Во-первых, он откровенно врал для своей выгоды. Это очень на него не похоже. Из Псалмов мы видим его смелую позицию по многим вопросам, Смелая она потому, что он опирается на свою честность. Но не в этой ситуации. Во-вторых, он отправлял своих людей на верную смерть. Это реальность войны, но не в том случае, когда ты таким способом решаешь свои личные проблемы. Это цинизм. Посмотрите, как он философствует на эту тему в стиле "Это война, дружище, люди идут на войну, чтобы умирать". Это очень отличается от того Давида, который вылил воду, чтобы быть поближе к народу.

Эта история про власть. Про власть любого уровня - будь ты начальником над 5 сотрудниками, чиновником высшего ранга или отцом в семье. Везде можно использовать власть в своих целях и потом философствовать, манипулировать, пытаясь оправдать все аргументом "такова жизнь".

А дальше история получает еще более интересный поворот. Давид все порешал, но не перед Богом. Приходит к нему пророк Нафан и рассказывает историю про бедняка, который имел всего одну овечку и богача, который имел много всего. Когда к богачу пришли в гости, он забрал у бедняка единственную овцу и приготовил на обед. Давиду очень не понравилась эта история и он возмутился: "Его надо убить за такое!" Нафан тогда указал Давиду, что эта аллегория про него, указал на его двойственность.

Двойственность - это то, что происходит с нами, когда мы не честны с собой и не признаем своих проступков на самом раннем этапе. Мы можем предпринять массу усилий, чтобы исправить проблему, но это редко срабатывает. И мы не может, вообще, быть уверены, что срабатывает. До Давида дошло, что он захлебнулся в своих амбициях и стратегиях, как все порешать.

Бывает, что мы так поступаем. Мы пытаемся применять справедливую логику по отношению к другим, а сами руководствуемся для себя оправдательной логикой. Мы пытаемся из себя строить праведников, а на самом деле мы прогнившие нарушители. Мы двойственны - в одних ситуациях мы упускаем часть картины и сами себе прощаем, а в других пытаемся быть честными. Но так это не работает.

Эта история мне хорошо показала, как устроена власть. Иногда смотришь на власть имущих и думаешь, ну, вот он много хороших вещей говорит и справедливо судит. А потом узнаешь, что, чтобы поставить своих людей, он использовал грязные схемы, он прибегал к запретным методам. На личное обогащение он закрыл глаза, а про других возмущается. Оказывается, ничего нового. В Библии уже давно описано множество историй про суть власти, про ее искушения, психологию. Поэтому не стоит обольщаться людьми - все мы ошибаемся, крупно ошибаемся.

Но есть и хорошие новости!

Первая - все тайное станет явным. Через время реальные мотивы проявятся и в итоге злоупотребления властью приведут к неминуемому краху.

Вторая - Христос - это Тот, Кто может решить проблему наших амбиций. Имея всю власть, он никогда не искушался и не злоупотреблял и Он знает, каково это. Он помогает верящим по-настоящему взглянуть в свои глубинные мотивы и отказаться от своего.

P.S. Почитайте историю дальше. Это еще не конец!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас