Верят ли атеисты?

Мы рождаемся в обществе, где принято (и оправдано) ставить вопрос о существовании Бога. Но не всегда так было. До Эпохи Просвещения атеизм был, скорее, довольно редким исключением, чем течением. Пришла наука, и мы избавились от “рабства религии”. Теперь христианам приходится доказывать, что Бог существует, ведь исходных предпосылок для Его существования наука не видит! Верно?

Проблема в том, что наука не видит и предпосылок для Его несуществования, потому что не может видеть по определению. Идея “атеизм научен, а религия ненаучна” настолько крепко засела в умы современных людей, что говорить о вере стало как-то даже неприлично. А ведь дело в том, что это очень избирательный подход - одни убеждения называть верой, а другие никак не называть. Давайте будем использовать немного архаичное слово “вера” для христиан, а агностики, атеисты и прочие - они не верят, они только знают(?!). Серьезно?

Лучше давайте быть объективными и использовать честный подход, ссылаясь лишь на научные данные? И те и другие что-то знают и во что-то верят. Да, подход “только религия” нечестный. Но и подход “только не религия” ничем не лучше. Обе стороны отталкиваются от убеждений, которые никак научно не обоснованы.

Прилагаю картинку из презентации, которую я использовал на подростковом клубе, пытаясь объяснить эту проблему. В нашем обществе не принято говорить “я верю в несуществование Бога” или “я верю, что Бога нет”. Вообще не принято использовать эту логику по отношению к атеистам. Есть только два понятия “верю в Бога” (христианин) и “НЕ верю в Бога” (атеист). Если применить это к атеистам, то можно сказать так “верю в несуществование Бога” (атеист) и “НЕ верю в несуществование Бога” (христианин).

Кстати, интересно то, что многие приходят к некоторым убеждениям исходя из критического подхода. То есть, человек взвесил все аргументы и заключил “Я не верю, что Бога нет, потому что слишком много говорит о том, что Он есть”. Очень часто ученые ссылаются на такой аргумент. Можно прочитать не одну историю, когда ученый изучал что-то и понял, что все устроено слишком мудро, чтобы возникнуть случайно, слишком много констант и тонких настроек в мироздании. И потом заключил: “не может быть, что Бога нет”. То есть, это в табличке “я не верю, что Бога нет”.

Подобную логику мы встречаем и среди атеистов, которые говорят: “Я не вижу причин для существования Бога - я не верю, что Бог есть”. Это справедливо! Но нельзя эту логику приватизировать себе, ведь, как я уже показал, есть люди, которые подобным путем пришли к противоположным выводам, и сначала они не поверили, что Бога нет, а потом поверили, что Бог есть. Атеисты подобным образом сначала не поверили, что Бог есть, а потом поверили, что Его нет.

То есть, между “верю во что-то” и “не верю в противоположное” - это одно и то же! Разница может быть лишь в последовательности самих суждений.

Так вот, где собака зарыта! Почему про христиан принято использовать обе формулировки (“верю” и “не верю”), а про атеистов только одну (“не верю”)? Все ли атеисты сперва не поверили, что Бог есть, а потом поверили, что Бога нет? Мне кажется, что многие “атеисты” руководствуются такой же слепой верой, как и той, в которой обвиняют своих оппонентов. То есть, изначально они поверили, что Бога нет, потому что не хотят признавать кого-то над собой и отдавать право суждений о морали кому-то, или по другим причинам. То есть, они поверили в какую-то идею, в которую не вписывается Бог. И только лишь потом начали искать аргументы в пользу позиции “я не верю, что Бог существует”.

Да, возможно, покажется очень слабый аргумент про веру атеистов, что им приходится ее иметь. Действительно, ведь атеизм не предлагает какую-то конкретную мировоззренческую систему, во что верить. Но это совсем не значит, что атеисту не приходится верить. Хотя бы верить в то, что Бога нет приходится. А там уже и много разных теорий, которые объясняют это исходное убеждение. И эти теории точно так же нуждаются в вере. Разница предмета веры между христианами и атеистами лишь в том, что у первых есть более систематизированное мировоззрение, а вторых имеют гораздо больше разнообразных теорий.

И, конечно, атеисты почти всегда оформляют свою позицию в “я не верю...”, потому что так красивее, так удобнее, ведь легко можно обвинить христиан, которые, смешно звучит, верят. И мы настолько привыкли к тому, что про атеистов “неправильно” говорить “он верит”, что не замечаем большой логической ошибки в этом. Вместо честной дискуссии о причинах атеизма и христианства все переходит в тему “христиане верят, а мы нет, поэтому они хуже”. Часто можно встретить мнение атеистов “Как в современном мире науки вообще можно верить?”. Но такую логику эти люди неохотно применяют к себе.

Я не хочу никак унизить атеистов, а христиан поставить выше! Наоборот, я хочу взаимного уважения и призываю честно смотреть на свои мотивы и осознавать, почему я пришел к тем или иным убеждениям. Ведь так гораздо честнее и интереснее.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас