Правительство как фильтр



Это будет лонгрид. Для тех, кто не любит много букв придется потрудиться! )

Государство - это фильтр. А точнее, власть, которой мы доверяем управление государством выступает фильтром. Мы платим налоги в бюджет, а правительство распределяет их, возвращая нам эти деньги в виде пенсий, дорог, правоохранительных органов и других услуг. Конечно, платят больше всего те, кто работает, а распределяют всем. Государство фильтрует наши налоги. Но справедливо ли?

В последние дни у меня в голове крутится несколько тем и все они очень тесно связаны с обществом и контролем со стороны государства - образование, пенсии, доступные авто (не люблю слово “евробляхи”). Потому как мы, украинцы, в большинстве своем, далеки от “мыслить как капиталист” и близки к “требовать как социалист”, то я решил поделиться некоторыми соображениями и на реальных кейсах показать, почему у нас не работают налоги, как должно.

Пенсии

Мой папа растил 6 детей. Первой родилась старшая сестра в 1980 году. Последний брат - в 1992 году. Поэтому все мы пережили лихие девяностые и хорошо понимаем, что такое бедность. Мой папа работал столяром. Еще в 90-х он был предпринимателем и работал по закону, платил налоги. Даже нанял маму, как бухгалтера.

О, если вы думаете, что у него не было причин жаловаться на государство и не платить налоги, то вы ошибаетесь! Причин было поболее, чем у многих. В это время многие мутили (по-другому это не назовешь) бизнес в тени. При этом имели по 1-2 ребенка в семье. А это были мои сверстники и жили они гораздо лучше с экономической точки зрения, чем я.

Теперь мы взрослые, а родители наши - пенсионеры. Да, конечно, мама имеет некоторые льготы как Мать Героиня, но в целом пенсии моих родителей минимальны и даже не покрывают расходов на отопление. Уверен, если бы налоги, которые платил папа, он бы клал на депозит, то пенсия у него должна быть в несколько раз выше. К примеру, если сейчас откладывать каждый месяц 819 грн. на депозит под 14% в течении 20 лет, то этого хватит на 20 лет пенсии по 300 долларов. Но он получает минимальную пенсию, точно такую же, как те, кто не платил налоги. А некоторые не платили налоги и умудрились получить пенсию в несколько раз выше, чем папа.

Не подумайте, что я жалуюсь на систему расчета по трудовому стажу. Нет, просто эта идея утопическая. Я о другом... Нас 6 детей, все работают. Мы платим много налогов. Если сложить только то, что мы вместе платим в пенсионный фонд и отдать это моим родителям, то их доход вырастет в несколько раз!

Что из этого следует? Папа растил детей, вырастил и получает минимальный доход. При этом его дети обязаны оплачивать пенсии чужим родителям, которые могли и вообще никого не воспитывать. Вам не кажется это странным?

Но все еще интереснее даже сегодня... У меня трое детей и многие считают, что это слишком много. Уже не раз я замечал во время конфликта с собачниками, когда их просят убрать какающих собак со двора или даже с детской площадки, они (с очень высокой вероятностью) вспоминают, что им мешают чьи-то дети, которые (Боже упаси!) издают шум. И вот, как ни странно, эти самые собачники часто сами не имеют детей и легко ставят жизнь собаки наравне с ребенком. И они постареют когда-то и вырастят, в лучшем случае, одного ребенка. И мои трое детей будут обязаны оплачивать их пенсии.

А что такое растить детей? Это когда ты добровольно жертвуешь многим. Для понимания... На прошлых выходных все мои трое детей и жена переболели каким-то вирусом. Я потратил деньги на лекарства и прочее. Мне пришлось брать выходной, чтобы помочь жене по дому. А выходных у меня не так много - 15 дней в году. Я почти не спал по ночам. Я просто выпал из жизни на несколько дней и чуть сам не слег. И вот я все это делаю, пока мой сосед по ночам устраивает у себя вечеринки, которые не дают спать. А на старости мои дети будут работать, чтобы он мог получать пенсию?

Кстати, на этот аргумент мне сказали, дети - это черная дыра. Хочешь хорошую старость - копи деньги. Но такие комментаторы забыли или не подумали, что необходимы не только деньги, но и чтобы кто-то работал, а это люди. Если никто не будет работать, то и деньги вовсе никому не нужны будут.

В общем, я думаю, вы поняли, что тут государство выступает плохим фильтром. Оно получает наши налоги и распределяет их согласно своим правилам. И конкретно в этом случае правила эти слишком несправедливы к тем, кто растит детей больше, чем принято в обществе.

Доступные авто

Да, знаю, что тема очень бурная в последние дни и не высказался разве что только ленивый, но в то же время я заметил, что конфликт выстроился больше в ракурсе "выгодно - не выгодно". Лишь немногих цепляет аргумент про то, что государство и не должно собирать такие налоги за растаможку авто. Казалось бы, что плохого в том, что люди добиваются снижения налогов для авто? Но тут тоже нашлись защитники модели, где государство выступает грубым фильтром.

Я усердно работал и накопил на б.у. авто. Покупаю его и должен заплатить государству еще от 30% до 300%. Допустим, это норм! Но за что? За что я плачу государству, чтобы оно позволило мне ездить на конкретном транспортном средстве? Допустим, мы переживаем за экологию. Думаю, что это нормальная идея - брать за что-то вредное деньги только потому, что оно вредно и тратить их на что-то полезное. Но почему тогда акциз так сильно зависит от года автомобиля? К примеру, на новый - 0, а на 15-летнюю машину - 1500 евро. Откуда взялась идея, что старые авто настолько вреднее для экологии, чем совершенно новые? Тем более, мы платим акцизный налог уже в топливе. То есть, в любом случае за каждый выброс будут платиться деньги за вредность, но государство настаивает, что надо платить именно на ввозимые авто.

К примеру, я езжу 20 тыс. в год. Мне понадобиться ездить 6 лет, чтобы выплатить ~1500 евро на акциз. Если я буду растомаживать 14-летнюю машину, то мне надо будет заплатить тех же ~1500 евро. Ощущаете проблему? Если ты купил новое авто в Украине и проездил на нем 14 лет, то ты не обязан платить 1500 евро за его перепродажу, потому что ты уже в Украине и заплатил 0 евро за ввоз этого авто 14 лет назад. Но с точки зрения властей твое 14-летнее авто, купленное в Украине безвреднее на 1500 евро, чем старое с Европы.

Выходит, что власть как бы мотивирует нас покупать новые автомобили, потому что они менее вредны, но истинная мотивация совсем в другом - они прекрасно знают, что новые авто не по карману большинству украинцев и они нам как бы говорят - “чтобы экология не портилась, мы все еще будем держать определенное количество авто и не давать купить больше”. То есть, другими словами - мы перераспределим налоги так, чтобы машину себе мог позволить только состоятельный человек, только такой человек имеет право портить экологию!

Давайте отойдем от всех расчетов и скажем проще: власть решает, кому ездить на авто, а кому нет. И это, возможно, нормально. К примеру, в Сингапуре очень туго с местом, поэтому правительство ввело большие налоги на авто и сложную процедуру получения права на вождение. Но сингапурцы, вроде, осознанные и прекрасно понимают, почему это делается - они не против. А в Украине? Поддерживают ли украинцы такую жесткую экологическую политику (более жесткое, чем в остальном мире!)? Понимают ли украинцы, зачем такие налоги?

А на практике выходит так: семья с тремя детьми имеет намного меньше шансов ездить на авто. А мама в такой семье имеет меньше шансов возить своих детей и себя по разным местам, чем женщина, которая отказалась от детей и построила хорошую карьеру. Она то заслуживает ездить по нашим "редким" дорогам и портить экологию, в отличии от многодетной мамы. Ей точно надо!

Видите, как государство выступает фильтром, распределяя, кому можно ездить на авто, а кому не стоит. Еще оно распределяет пространство в городах - оно, в первую очередь для богатых? При этом, если за такую роскошь в цивилизованных странах приходится платить высокий налог, то в Украине надо просто платить высокую цену за авто. Где взять сразу много денег?

Образование

Государство определяет, что должны изучать мои дети и как они должны образовываться. Я плачу налоги на образование. Но, если я хочу учить детей самостоятельно, то государство не отдает мне обратно мои налоги. Более того, оно претендует на роль контроллера - чему именно я учу своих детей.

В ВУЗ-ах мы кормим толпу студентов-бюджетников, которые почти никак не понимают, зачем именно они учатся! 

Если бы с моих налогов вырезать то, что идет на образование и сделать школы платными, то мы бы просто забрали эту роль у государства. Я бы сам смог оплатить школу, которая мне нравится, которая соответствует моим ценностям. Но так нельзя! Правительство забирает у меня деньги и тратит их так, как считает необходимым.

Здесь государство выступает фильтром моих налогов и идеологии. Я должен доказать правительству, что какая-то идея или предмет не должны преподаваться моим детям, а они отфильтруют и поступят как считают необходимым. К примеру, я не могу просто изменить список литературы, обязательной к прочтению!



Необходимо ли еще приводить примеры? Бесплатная медицина, количество правоохранительных органов, экология и так далее. Чем больше мы платим налогов, тем больше роль государства в их распределении. Чем меньше налогов, тем больше свободы для граждан в принятии каких-либо решений. И есть страны с очень высокими налогами и высоким доверием правительству. Граждане отдают большую часть доходов и доверяют правительству распределять их между населением.

Это известная дилемма - мало собирать налогов или много? На Западе левые больше придерживаются мнения, что налогов должно быть много и роль правительства больше. А правые политики считают, что налоги должны быть низкими и возможности правительства меньше. В Европе, в основном, очень высокие налоги. В США относительно низкие. В Европе у тебя будет бесплатная медицина, образование и так далее. В США ты должен оплачивать мед. страховку, образование и прочее.

Что же у нас? У нас налоги средние. Если учесть, как cost.ua НДС и прочее, то мы отдаем государству больше половины. Но чего мы хотим? Доверяем ли мы сегодня правительству настолько, что готовы платить эти налоги? Нет! Ожидаем ли мы от государства, что оно будет нас обеспечивать всем, как при высоких налогах? Да! Это огромная проблема Украины!

Лично я считаю, что Украина не поняла еще, что такое капитализм, и мы не станем Европейской страной по тем же причинам, что и там. Нам ближе дух предпринимательства. Дайте украинцам больше возможностей оплачивать все самостоятельно и налоговая система исцелится. Дайте пощупать эти деньги! Украинцы быстрой поймут, что они не хотят платить дважды - в налогах и фактически.

Видео по теме:


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас