Дороги.

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что почти для каждого пешехода и водителя, тема дорожного движения одна из самых эмоциональных. Водители ругаются на пешеходов. Пешеходы ненавидят водителей. Многие их ненавидят просто за то, что у тех есть машина. Все мы любим повозмущаться на эту тему. Особенно, когда находимся за рулем и кто-то нарушает наши планы. Кстати, моя жена сказала мне, что я слишком однообразно реагирую на плохих водителей и выдала мне задание: каждый раз, когда тебе хочется поругать кого-то, говори что-то новое. Помогает! В смысле, у меня просто язык заплетается.

В этом всем массовом возмущении удивительно то, что мало кто хочет говорить о правилах. И более того, некоторые очень бурно реагируют, если им говоришь, что они неправы. Вот меня это настолько удивляет, что я решил собрать топ-ошибок, которые водители не хотят признавать за собой. Иногда они отказываются верить, что такое прописано в ПДД, иногда откровенно признают, что это правило нелогичное и его можно нарушать.

  1. Любой перекресток - это пешеходных переход. Давайте сразу обратимся к ПДД (п. 4.7.):

    "Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, а в случае их отсутствия — на перекрестках по линиям тротуаров или обочин."

    Да, да, если нет пешеходного перехода, то им становится перекресток и для водителя работают те же правила, что и на зебре. То есть, если пешеход приближается к переходу, то водитель должен остановиться, а не “проскочить, пока пешеход еще не на середине дороги”. Так что, если вы привыкли ездить со скоростью 79 км по улицам с двумя полосами, где полно перекрестков, то пора переучиваться и начать ездить как бабушка, которая тормозит на каждую муху.

    Вот теперь живите с этим! :)

  2. Если горит зеленый, но на перекрестке еще есть машины, то нельзя заезжать за стоп-линию. Из ПДД (п. 16.4.):

    "Запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов."

    Проблема со стоп-линией настолько велика, что я когда-то хотел целый пост про нее написать. Почему-то многие считают, что стоп-линия - это больше рекомендация, чем жесткое правило. Но на самом деле стоп-линия - это не только про пробки, но и про безопасность. Поясню отдельно:

    1. Безопасность. У меня была как-то дискуссия с женщиной, которая доказывала мне, что выезд за стоп-линию - это безобидное нарушение. Я ей в пример привел нашумевшую аварию на Сумской, которая случилась как раз потому, что VW находился за стоп-линией и стартовал на желтый. Она же утверждала, что виновата Зайцева и все! Вот, представьте, что сидите вы в этом VW с заряженным движком и дублирующий светофор уже показывает желтый. Вы же не будете рассчитывать время, за которое вы бы проехали эти несколько метров, а иногда и все 10! А стоп-линию нарисовали как раз с учетом всех этих факторов соответственно синхронизации светофора. И вы поедите, думая, что вы уже можете ехать свободно, ведь вам желтый (кстати, это тоже отдельная тема)! Но разрешающий сигнал только для тех, кто за стоп-линией, а не для вас. А перекрестки бывают очень разные. С другой стороны может мчится автомобиль, которому еще мигает зеленая стрелка. Вот и случаются таким образом аварии.

    2. Пробки. Для некоторых не совсем очевидно, что многие пробки существуют только по той причине, что водители выезжают на итак перегруженный перекресток. Это может показаться выгодным в какую-то минут, потому что вы окажетесь впереди всех, но на самом деле, таким образом просто убивается вся польза от светофоров. Потому что все сводится к тому как смогут разъехаться автомобили. Вот тут хочется спорить! Особенно когда стоишь на стоп линии на зеленый и сзади сигналят, видя как заканчивают маневр поворачивающие с другой стороны и занимают то место, которое мог бы занять ты. Но представьте, что никто не будет так делать и все будут ждать свободного места. То есть, вам не надо будет переживать о том, что ваше место займут, потому что когда машины впереди продвинутся, то будет место и для вас. То есть, ничего не меняется, кроме того, что вы оставляете пробел в потоке.

      Но если не соблюдать это простое правило, происходит вот такое:

      И пробел образуется в любом случае, но уже намного больше и на той части, где уже можно было бы ехать спокойно. Залог успеха для повышения средней скорости - это не “проскочить”, а “быть терпеливее”. Это не моя теория, это доказано исследованиями и опытом. В тех странах, где соблюдают правила переезда перекрестков, таких ситуаций с лишними пробками возникает намного меньше.

      Да, я понимаю, что у нас плохо с разметкой и часто приходится ориентироваться на перекрестке по углам. Да, знаю, что светофоры иногда настолько плохо синхронизированы, что стоп-линия никак не меняет ситуацию. Но стоит учитывать и то, что для того, чтобы улучшить ситуацию, надо понять проблему. Если водители не соблюдают правила, то проблема в первую очередь в этом. Если все останавливаются правильно и все равно заторы, то есть уже что измерять и менять и можно коллективно требовать от властей изменения разметки или еще чего-либо.

  3. Не въезжать на пешеходный переход. Думаю, тут итак все ясно. Это просто хамство, которое создает трудности пешеходам. Особенно удобно мамам с колясками.

  4. Звуковой в городе запрещен. На моей машине изначально не работал сигнал и это во мне выработало хорошую привычку - подмигивать фарами, а не сигналить при каждом случае. Если вы хотите привлечь внимание, то посветите дальними, а не сигнальте. Я просто оставлю тут соответствующие пункты ПДД:

    9.5. "Подавать звуковые сигналы в населенных пунктах запрещается, кроме случаев, когда без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие (ДТП)."

    9.6. "Для привлечения внимания водителя обгоняемого транспортного средства можно применять переключение света фар, а вне населенных пунктов — и звуковой сигнал."

    И да, вы не обязаны перестраиваться направо, если сзади вас прилип какой-то джип и вам светит и сигналит. Особенно, если вы едите на допустимо высокой скорости, то это даже будет иметь педагогический эффект. Но и не забывайте про Дай Дорогу Дураку! ;)

  5. Зеленая стрелка для поворота направо... Бывали ли у вас ситуации, когда вы стоите в правом ряду на стоп-линии и сзади подъехал кто-то и начинает сигналить, чтобы вы проехали за стоп-линии, перестроились в левый ряд и он спокойно мог проехать направо? У меня бывают частенько. Да, несомненно, обидно простоять в пробке 5 минут до этого поворота, который уже в легких 300 метрах от вкусного ужина, и ждать 40 секунд еще одного цикла светофора, когда перед тобой всего один водитель, который может просто отъехать. Но он нарушит правила и не обязан этого делать. Поэтому, если вам сигналят, просто игнорируйте это! Вообще, полезно на дороге иметь навык “спокойного игнорирования” ;)

  6. Сплошная линия. Двойную сплошную пересекать запрещается! Узкую сплошную можно пересекать, если есть препятствие, которое мешает проезду или для обгона транспортных средств, которые едут меньше 30 км/час. Это, казалось бы, очевидная вещь, но иногда мне кажется, что люди совсем не знают этого, потому что заезжать за двойную сплошную просто, чтобы плавно войти в поворот - обычное дело! Это создает ситуацию неуверенности для других участников движения. Границы размыты и ты не знаешь, чего ожидать. А узкую сплошную тоже нельзя пересекать для простого обгона! Ее не зря рисуют на определенных поворотах. И да, если перед вами плетется фура со скоростью 70 км/час, то вы не имеете права пересекать сплошную!

  7. Поворачивать налево можно только в левой полосы. Конечно, если нет специальной предписывающей разметки. Опять таки, мне эти вещи кажутся очевидными, но, может кто-то не знал.


    На первом изображении мы видим выезд с ул. Богдана Хмельницкого на Московский проспект. Тут, вообще нет почти разметки, но справа от меня водитель на микроавтобусе посчитал, что там таки должна быть еще одна полоса. Ладно, пускай. Но он решил вместе со мной повернуть налево. Специальных знаков для этого не было. Я стал ехать более уверенно, чтобы он меня не подрезал из-за слепой зоны. Так он начал мне сигналить, будто я, а не он нарушает правила. Будто я могу его не заметить, а не он меня, хотя он мне перекрыл половину обзора.

    А на этом перекрестке я стою каждый день на поворот на ул. Деревянко. На левой полосе обычно небольшая пробка на несколько светофоров. И каждый раз на второй полосе выстраивается дополнительная очередь, которая тоже собирается поворачивать налево. При мне полиция только два раза останавливала таких любителей сшустрить.

    Но, что самое интересное, из-за того, что перекресток очень большой и движение там интенсивное, со стороны Деревянко обычно за стоп-линию выезжают еще несколько автомобилей. А со стороны Сумской, если стоять так же как и на изображении - ехать с центра, зеленый сигнал работает на 12 секунд дольше, чем со стороны района Жуков. И казалось бы, что эти 12 секунд должны давать преимущество для разгрузки пробки, но нет. Если вы начнете ехать со стоп-линии позже, чем за 8 секунд зеленого, то вы наткнетесь на тех, кто уже начал ехать со стороны Деревянко, потому что они на 20 метров выехали за стоп-линию. И из-за того, что там остановка сразу, а за ней переход и народ поворачивает со второго ряда, то за перекрестком обычно образуется небольшая пробка, которая мешает проехать тем, что ехал четко на зеленый. Если вы будете ехать на зеленый на 3-й секунде, закрыв глаза, то просто упретесь в поворачивающие автомобили.

    Поэтому эта очередь со второго ряда лишь создает дополнительную пробку и небезопасную ситуацию. Один таксист признался мне, что даже он не любит этот перекресток из-за этого.

  8. Выезд на дорогу с полосой для движения маршрутных транспортных средств. Есть такой знак 5.10.2, и судя по тому, что многие его игнорируют, возможно, не все поняли, что он означает. Выглядит вот так:

    А означает это, что на левой полосе разрешено ездить только общественному транспорту, при чем в противоположном по отношению к вам направлении.

    Вот такая улица есть в Харькове. И почему-то большинство водителей спокойно ездят по противоположной полосе. При этом, если ты пытаешься повернуть с правой полосы, как положено по ПДД, то тебя обругают все, кто нарушает, едя по левой полосе. И ругают настолько убедительно, что я могу объяснить это лишь как простое незнание ПДД. Нельзя же так уверенно требовать от меня нарушения!

Тут я намеренно упустил итак популярные возмущения типа: включайте повороты, включайте свет во время дождя, не подрезайте, уступайте пешеходам, не гоняйте и так далее. Все они тоже очень важны, но я хотел обратить внимание лишь на те пункты ПДД, которые, как мне кажется, мало известны.

Я сам сдавал на права и мне попалась очень хорошая школа, где преподаватель толково объяснял правила. Многие правила добавили или отменили, из-за чего водители старой школы имеют предостаточно стереотипов или просто не знают определенных знаков. Вот им то я и хочу помочь, в первую очередь. Поэтому этот пост, возможно, будет полезен вашим родителям ;)

P.S. Что я только о плохом? Есть еще один стереотип, который я встречал среди матерых водителей - запрет на “обгон” с правой стороны. Дело в том, что обгон - это когда ты выезжаешь на встречную полосу движения, а опережение - это когда ты на той же стороне опережаешь по другой полосе и не важно справа или слева. То есть, обгон справа и не был возможен. Поэтому тут была путаница в определениях и соответствующий пункт просто убрали из ПДД. Обгоняйте справа, сколько душа пожелает!

P.S.S. Хочу дополнить, что это далеко не все, из того, что я замечал. Возможно, если этот пост найдет своего читателя, в будущем будет еще один подобный список.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас