Как не растранжирить свой потенциал (возможно, вам это понравится)


Лет 10 назад закончился мой подростковый период и я стал "молодым". За эти 10 лет я очень изменился. Кроме того, что я женился, родил пару детишек, приобрел профессию и прочее, еще я сделал за это время несколько ценных для себя выводов.

Сейчас такое время, когда достаточно несложно построить карьеру, но и в это же время легко растратить свою молодость и потерять ресурсы. Время мутное. Именно поэтому я хочу поделиться некоторыми советами, которые, на мой взгляд, повлияли на мой успех. Возможно, не все сработает для тебя. А может это тебе как-то поможет. В любом случае, давать советы - дело неблагодарное. Но мне бы очень хотелось помочь молодым людям избежать моих ошибок.

Этот пост для тех, кто вступает во взрослую жизнь и начинает себя искать по-настоящему, ответственно. Я сам еще не закончил свои поиски, и все еще молод, но кое-что заметил за эти годы. Скорее всего некоторые советы тебя удивят, может даже обрадуют, а некоторые ты захочешь пропустить. Должен заметить, что для меня они все равны, и их порядок не имеет никакого значения. Наша жизнь - это не отдельные категории, а "комплекс", где необходимо развиваться целостно - иначе никак.



Изучай.  Как можно меньше заучивай и как можно больше изучай. Мне жена рассказала случай с ее школьных времен о том, как учительница вызвала к доске её одноклассника-троечника доказать какую-то теорему. Он начал доказывать по-своему и у него получилось. Он не заучил "правильное" доказательство и за это учительница сделала ему замечание: "Не надо доказывать то, что уже доказано." (Какое глупое предложение!). Моя жена наблюдала за этим и понимала, что она может полностью пересказать зазубренное наизусть доказательство, но совершенно его не понимает. В этот момент она убедилась в том, что оценки ничего не значат. Итак, прекрати зубрить, лучше вникай во все, куда только можно вникнуть. Если ты научишься думать, а не знать, то ты будешь ценнее и полезнее для общества.

Не верь оценкам.  Из предыдущего совета вытекает следующий: не верь оценкам, которые ставят тебе люди. Я говорю сейчас не просто про школу или ВУЗ. По этой теме о них уже много всего сказано в сети. Я говорю про любые оценки. Знай себя достаточно хорошо, чтобы не полагаться на оценки других людей. Люди субъективны. Слишком уж много факторов, которые могут повлиять на их оценку. Когда я начал заниматься музыкой, мне почти все преподаватели говорили, что я будущий музыкальный гений. И я им верил! Это льстит слуху. Из-за этого я начал профессионально заниматься музыкой и посчитал, что должен стать музыкантом - поступил в музыкальное училище. Но я не любил так музыку, чтобы усердно трудиться для достижения успеха и бросил её. К тому же я не был так хорош, как мне казалось. Как видишь слишком хорошие оценки мешают мотивации. Но и заниженные оценки сбивают с толку: в школьные годы я хорошо рисовал (действительно не плохо). Решил поступать в художку. Записался к репетитору из художественного училища. Он на первом же занятии заявил мне, что у него не было настолько неподготовленного ученика. Кроме этой, он мне не дал никаких оценок. Я почти сразу бросил затею быть художником. Таких примеров у меня масса.

Люди будут говорить то, что им хочется в тебе видеть и только то, чем они готовы поделиться. Правду скажут немногие. Не жди объективности. И тут переплетается следующий уже вышеупомянутый совет:

Знай себя.  Изучай свои возможности, доводи их до предела. Знай свои слабости, знакомься с характером. Экспериментируй со страхами, даже с самыми глубинными страхами. Поговори с отцом о том, о чем всегда боялся поговорить. Расскажи маме о непривычном. Сделай что-то безумное. Если тебе 20 и ты не умеешь кататься на роликах - попробуй! Преодолевай стереотипы. Когда я был малой, меня в бассейне пару раз хватала судорога во время прыжка "щучкой" (лицом к воде). Я перестал так прыгать. Но в 22 я не удержался и решил преодолеть свой страх. Оказывается, никакой судороги уже нет. Все эти годы я жил со стереотипом мне нельзя прыгать "щучкой" и отстранял себя от удовольствия. Надо себя изучать и избавляться от стереотипов. Возможно, ты совсем не такой, как думаешь о себе.

Не топчись по головам. Уважай  людей, даже если они насквозь прогнили. Учись уступать. Никогда не используй людей для получения личной выгоды. Заботься о людях. Дружи с достойными, слушай мудрых и служи слабым. Не слушай особо людей, которых не знаешь. Внимай советам тех людей, которым доверяешь и считаешь успешными. Бери с них пример.

И обязательно служи людям. Так ты проявляешь любовь и заботу. Через время становится понятно, насколько эти следы в жизнях важны. Помогай везде - на работе, после работы, на улице и дома. Не сосредотачивайся только на себе и своих близких, помогай другим.

Не втыкай. Не трать драгоценное время на бесполезное. Чем больше ты будешь взрослеть и обрастать новыми обязанностями, тем яснее будешь понимать, сколько у тебя было времени в молодости, и насколько праздно ты его растратил. Не сиди в социальных сетях, не читай поверхностные статейки, не смотри все подряд фильмы, не обсуждай моду, сплетни. Про сериалы вообще забудь. Дело не в том, что это плохо или совсем бесполезно. Дело в том, что польза, которую ты можешь извлечь от всего этого совсем не стоит времени, которое ты тратишь.

Например, сериал. Он длится 10 - 200+ часов. Мы его смотрим потому, что нам интересно, что будет дальше. Именно это чувство заставляет нас активировать в себе лень (часто игнорировать прямые обязанности) и просматривать новые и новые серии. Мы подневольны. И все ради чувства, которое вызвано нереальной историей, которая на нашу жизнь никак не повлияет, никак нас не обогатит. Вы понимаете, насколько это глупо? Если тебе хочется сильных эмоций, то ищи их в реальном мире: путешествуй, волонтерствуй, закрути в конце концов свой сериал (так у тебя будет полезный опыт, а не потраченное время).

Но мы это все делаем не из-за решения, а из-за нужд, которые в молодости мы еще не умеем правильно восполнять. Какая альтернатива убийству времени? Отдых.

Отдыхай качественно. Научись отдыхать с пользой. Это очень важное умение. У каждого свой стиль жизни. Кто-то предпочитает экстрим, кто-то музыку, кто-то настольные игры, а кто-то все по чуть-чуть. Главное, чтобы это было полезно, а не разрушительно или бесполезно. Иногда необходимо целый день проваляться на диване/пляже просто забросив свой разум в бесполезные размышления. И без этого никак. Но в этом есть польза только если иногда. Если ты думаешь, что игра в доту - это отдых, то ты ничего не понял в отдыхе. Будучи подростком, я много играл, слишком много играл. Сейчас не вижу от этого какой-то особой пользы, соответственно затраченному времени. И я не отдыхал. Очень часто отдых - это просто смена деятельности.
Не трать свои каникулы/отпуск только на то, чтобы, потягивая "Мохито", проваляться на пляже в аморфном состоянии. Если ты уже можешь путешествовать, то лучше изучай людей, историю, местную культуру. Смотри полезные фильмы с идеей. Обычно фильмы, которые основаны на реальных событиях гораздо поучительнее остальных.

Читай и пиши. Не читай мало. В смысле, читай обстоятельно, а не поверхностно. Сегодня даже журналисты не особо во все вникают - слишком много информации. Но я рекомендую побольше вникать. Читай больше классику, биографии, а не бесконечные философствования, как стать успешным. Реальные истории расскажут намного больше, чем предположения. Для успеха надо читать первоисточники и понимать суть, а не собирать чьи-то выводы. Каждый день читай Библию. В ней вся наша жизнь. Именно в Библии я нашел всю глубину жизни.
Чтение учит широте, а письмо точности.
Учись выражать свои мысли. Это важно. Не все могут писать, но всем надо учиться этому. Чем яснее и богаче твое письмо, тем больше шансов, что тебя правильно поймут и услышат. В современной коммуникации мы часто переписываемся и все меньше говорим. Мы объясняем свою позицию нашему директору на работе и выражаем свои чувства к девушке в смс. Поэтому пиши везде максимально ясно, грамотно, точно и лаконично. Я много с людьми и часто сталкиваюсь с их письмами. Иногда пару глупых ошибок могут испортить все впечатление о человеке. И это может сильно повлиять на карьеру, к сожалению.

Не трать деньги на вечно новое, что завтра станет старым. Если все резко купили себе смартфоны, то это не значит, что и тебе он реально нужен. Индустрия маркетинга работает так, что нам постоянно кажется, что мы должны быть в тренде - иначе никак. Это развод. Тебе не обязательно покупать новый плеер, если на старом тоже можно слушать музыку. В новинке, возможно добавили пару приколов, которые делают загрузку музыки быстрее и удобнее, но ради этого не стоит работать две недели, поверь. Мы переплачиваем деньги за новый функционал - он не стоит того. Оценивай нужду в новом. Тебе надо научиться делать обдуманные, необходимые покупки, а не те, которые хочется (хотеться будет всегда). Больше давай деньги тем, у кого их реально мало.

Покупай зимнюю одежду в начале лета, а летнюю в начале зимы. Так ты будешь экономить массу денег и сможешь покупать качественные вещи.

Будь честным. Никогда не обманывай. Даже если обман тебе поможет, все равно говори правду. Любой HR тебе скажет, что больше всего не любят тех людей, которые пишут неправду в резюме. Я провожу техническую часть собеседования  и даже если человек очень крут, как специалист, но соврал мне - я его не одобрю как специалиста. Работать с честными людьми всегда проще и гораздо продуктивнее. С другой стороны, это не значит, что честность - наше все. Честный пофигист - это куда хуже мутного, но заинтересованного человека. Некоторый кандидат на работу в нашей компании с огромным опытом работы честно признавался мне, что почти ничего не знает, но готов выучить. Если бы эти же слова говорил человек без опыта, то я поверил бы. Но честность опытного тут ему никак не помогла. Хотя он очень надеялся, как мне видится.

Будь проще. Не строй из себя чего-то важное. Не стесняйся простой работы. Никогда не стесняйся своего невысокого происхождения, своей странной биографии. Не думай, что на тебя постоянно все смотрят и тебя надо себя правильно подать. Окружающим, в основном, плевать не тебя. Разрешай людям смеяться с тебя. Не трать время на выбор одежды, просто покупай качественное. Вообще, на заморачивайся особо насчет своего внешнего вида (просто будь аккуратным и со своим вкусом).

Будь немного не модным. Не повторяй за всеми. Серьезно! Может ты и не осознаешь это, но много времени у тебя может забирать мода. Сегодня модно быть немодным и в этом суть моды. Все считают, что они особенные и выглядят особенно. Но если честно, то все одеты по шаблону и выделяются лишь одиозные и скромные. Просто не трать на это время. Не важно, что думают о тебе люди. Важно, что Бог считает тебя особенным. Это не слоган - это реально важно. Если ты осознаешь, что Создатель всего тебя ценит, то ты не будешь тратить время на свою самооценку.

Не трать время на грех. Это то, что сожрет твою жизнь! Заберет не часы, а годы. Если ты будешь нравственно "расшатан", то тебе придется всю взрослую жизнь придерживаться строгой дисциплины, чтобы добиться чего-то. Если же в молодости ты себя сохранишь от греха, как рекомендует неоднократно Библия, то тебе не надо будет тратить время на дополнительную самодисциплину.
Похоть заберет у тебя все: потенциал, таланты, время, деньги. В книге Притч про блуд вот что говорится:
...а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
или:
Кончится тем, что другим людям достанется всё, для чего ты трудился всю свою жизнь. Люди, тебе незнакомые, заберут всё твоё богатство, получат всё, что ты заработал.
Пожалуй, грех - это самая разрушительная сила ну пути успеха, который приготовил нам Бог.



Вместо итога:

Я много тут всего сказал. И, похоже, сказал на самом деле очень мало - еще много чего бы хотел передать более молодым, но пока достаточно. Пожалуй, я старался обратить внимание больше на то, что непопулярно. Много еще надо сказать о прощении, сне, учебе, ценностях, морали и так далее...

P.S. Если ты дочитал все до конца, то от меня лично тебе спасибо и респект. Мне кажется, что ты на правильном пути, ведь ты ищешь этот путь )




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас