Немного о протестантах, православных и о роли этике в обществе

Николаевский Костел в Киеве

Дисклеймер: Если вы собираетесь прочесть то, что будет написано ниже, то я попрошу вас сделать очень внимательно и аккуратно. Постарайтесь, пожалуйста, понять меня и не воспринимать этот пост, как возмущение или хейтерство. Это размышления, которые предполагают согласие с некоторыми недоказуемыми истинами, поэтому спорить в комментариях я не намерен.

Несколько событий...

Первое. Вчера прогудела новость про студентку харьковского ВУЗ-а, которая стреляла из арбалета с свою учительницу. В этот раз в заголовки вынесли следующее - "БЫЛА ОТЛИЧНИЦЕЙ, НО СКРЫВАЛА ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ". В самой статье чуть подробнее рассказывается про вероисповедание: "У нее не было неадекватного поведения, она стремилась к знаниям и отлично училась. Правда, студентка скрывала, что ее родители – адвентисты..." Вот, у меня, как и у многих других “сектантов”*, возникает здесь правомерный вопрос: “А что студенты обязаны сообщать мировоззрение своих родителей?”

Ну, вот серьезно, представьте подобное сообщение про любой другое мировоззрение: “... скрывала, что ее родители - буддисты / гомосексуалисты / греко-католики / вегетарианцы / православные / агностики”. Конечно, это все звучит дико. А некоторые вообще скандал поднимут о дискриминации, если такое написать. Здесь “адвентисты” употребляется в таком контексте, будто это слово значит что-то вроде “алкоголики” и всем понятно, что это что-то ужасное. Налицо предвзятость и негативное отношение к протестантам.
Да, представляете, протестанты тоже грешные люди. Они совершают ошибки в воспитании и не только. Но если это попадает в публичный дискурс, то почти обязательно весь негатив связывают именно с нестандартным вероисповеданием.

Все плохое очень хорошо липнет к протестантам - это то, что я хочу вынести из первой истории.

Второе. Ситуация вполне типичная. В одном городе есть протестантская церковь, которая очень активно занимается социальной работой. Понимая весь наш контекст, они обычно не говорят с порога, что почти вся команда их социального центра - это христиане с одной церкви. Местные чиновники любят попиариться на их работе, социальные службы рады, что хоть кто-то делают ту работу, от которой отказалось государство. И вот одна местная ИТ-компания решила немного помочь этому центру, потому что знают, что ребята действительно дело делают, а не “благотворительностью” занимаются.

Все шло по плану, пока специальный сотрудник в той компании, который мониторит сеть на предмет упоминания компании, не заметил, что в одном из постов ребята написали “При поддержке социального центра, компании А и церкви Б”. Сотрудник сразу же написал ребятам, чтобы те убрали пост и, вообще если бы они знали, что это делает церковь, то никогда бы денег не дали… Во-первых, ребята из центра удивились самому приказному тону. Почему-то некоторые думают, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку. О партнерстве они не слышали. Ага, пусть попробуют сделать ту работу, которую делают волонтеры. Думаю, у них глаза на лоб повылазят от сметы. Тем более, они не оплачивают все - помещение, зарплаты и т.д. Во-вторых, интересно то, что за выделение денег отвечал совсем другой сотрудник, который прекрасно знал, что фактически все, кто занимается подобной работой в городе - христиане (в основном, протестанты). Поэтому его это никак не смущало, ведь если компания не будет спонсировать таких ребят (протестантов), то ей просто некого будет спонсировать.

Очень мало людей осознают, что протестанты статистически приносят гораздо меньше проблем обществу (меньше разводов, алкоголизма, СЖО и прочего) и делают гораздо больше полезного. Как минимум та социальная работа, которую они берут на себя, в разы превышает то, что делают другие организации. Это известный факт в определенных кругах, но это не публично признанный факт для широкого круга. Не знаю, изменится ли когда-нибудь это… Ну, вот к примеру, в Харьков приезжал один сотрудник, который должен был стать заместителем в области по социальной работе. Он с запада Украины, и там занимал похожу должность. Когда он узнал, что здесь не сотрудничают с церквями, то очень удивился. Он спросил: “А как вы вообще справляетесь без церквей?” (На самом деле никак.)

В этой истории я хочу показать, что к протестантам почему-то плохо липнет хорошее.

Выходит такой парадокс: если есть какой-то негатив, то его сразу связывают с нестандартным вероисповеданием, а если есть какой-то позитив, то его нельзя публично связывать с тем самым вероисповеданием. Это просто какие-то хорошие люди. Нельзя сказать, что церковь научила чему-то хорошему в школе. Это же ужас какой-то, мы ведь секулярное общество и “церковь отделена от государства”.

И тут я подбираюсь к выводам, которые, возможно, покажутся вам совершенно оторванными от того, что я рассказал выше. Недавно Олесь Даний выступил с замечательной речью “Етика як база української держави”. Очень рекомендую. Главный тезис - "Етика важливіша за політику". То есть, этика формирует качественную политику. Там он немного зацепил историю и рассказал, что предпосылками для формирования этики в Европе была Реформация. Мне показалась эта речь немного незаконченной, потому что он ответил на вопрос “Как должно быть?”, но не ответил на вопрос “Как к этому прийти?”. И где-то между строк читалось, что у нас все не так хорошо, потому что мы в общем православные - “нереформированные” православные. Так и хочется продолжить его размышления - если украинское православие реформируется по-настоящему, то у нас есть шанс на глубокие изменения, которые понесут за собой и трансформацию общества, торжество закона и экономическое процветание.

И я был бы очень рад, если бы у православных появились свои настоящие сектанты, которые бы стали бы мейнстримом. Возможно даже свои протестанты. Если бы наше православие ожило и перестало быть таким формальным, то это был бы совсем другой разговор. (Но пока этого не происходит, я искренне считаю, что лучшая альтернатива для нас - это протестантизм, который экспортирует Запад.)

Вывод. Давайте честно. Пока что наше православие в целом не приводит к необходимой этической революции. Какие альтернативы? Да, фактически никаких! Попробуете искать вне христианства? Ну, да идеологические вегетарианцы, лгбт и любители cancel culture резко родят вам новые этические эталоны, в которых животные будут выше людей, неправильно идентифицированный гендер - главной причиной всех несчастий, а история - главным врагом прогресса.

Единственная небольшая надежда на активные общины в православии, католицизме и протестантизме. Именно они экспортируют больше всего правильной этики, которая имеет стратегический потенциал. Но пока наше общество предпочитает маргинализировать их (протестантов) и всячески унижать при каждой возможности по совковой традиции, будто это враги государства. Необходимо вещи называть своими именами. Бизнесу необходимо отойти от табу на публичное сотрудничество с церквями (передаем привет тем, кто травил большой бизнес за выделение денег на сгоревший Костел). Церквям в свою очередь необходимо перестать стесняться своего положения и больше проявлять свой голос публично.

* Если протестанты и сектанты, то точно не по отношению к православным. Протестанты никогда не отделялись от православных. Гуглите термин “секта”.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас