Быть многодетным в Украине



У нас трое детей. Я немного испытал на своей шкуре, что такое быть многодетным в Украине и хочу поделиться некоторыми небольшими историями из жизни, которые показывают, что правительство и даже общество не особо поддерживает повышение рождаемости. Хочу сразу оговориться, что я не считаю, что трое детей - это много. Я рос в семье, где 6 детей в более сложные времена для моих родителей. Но сегодня иметь трое детей - это почти подвиг и поэтому и законы и окружающие считают меня уже многодетным папой.

Государство предоставляет нам, как многодетным, некоторые льготы, которые мне фактически никак не помогают или меня не касаются. Но вот трудности даже в мелочах повседневной жизни есть.

К примеру, мы решили оформить для всей семьи загранпаспорта. Как человек, который предпочитает все делать онлайн для экономии времени, я попытался воспользоваться новой услугой ДМСУ и записаться на электронную очередь. Но записать 5 человек сразу не разрешается. А разброс по времени получается очень большой, если записывать всех отдельно. Конечно, я, как программист, понимаю, зачем это сделано - чтобы нельзя было перепродавать очередь.

Пришлось поехать физически в отделение ДМСУ и там получить 5 талончиков на очередь. Оформление каждого паспорта занимает 10-15 минут. Ну, я подумал, что вся процедура (15*5=75) займет до 1,5 часа. Наивный! Первая записать в 10 утра, последняя в 14! Казалось бы, оптом дешевле! Мы давно покупаем продукты на всю неделю - логика такая же должна быть? Нет, мне или жене необходимо провести с детьми в отделении ДМСУ не менее 5 часов, чтобы оформить паспорта для всех в один день. Никаких исключений!

Кстати, через 1,5 месяца, когда пришла наша очередь, мне сообщили, что необходима справка о подтверждении гражданства для моих детей, потому что жена когда-то была гражданкой России. А эта справка делается до 6 мес и без нее паспорта не сделают. А паспорта я уже оплатил. И добавилось мне беготни (в рабочее время) нормально так. Но это отдельная история - не всех она касается.

Ладно, я много хочу от этой истории. Это просто защита от коррупции и мы стали ее жертвой. Но ради победы можно и потерпеть такое. Но если бы это был единственный случай!

История вторая - кредит на недвижимость. Мы относительно молоды и вроде пользу приносим государству - детей воспитываем и государство может нас как-то вознаградить за это. Есть льготы! О них чуть позже. Одна из них меня очень заинтересовала - кредит на квартиру или дом. Есть Фонд Молодежного Кредитования. По закону, как оказалось, можно стать в очередь на кредит, если у тебя нет жилья. Кредит очень выгодный. Если у тебя один ребенок, то это - 0% , если два - 25% скидка, а если три и более, то 50%! И все это добро аж на 30 лет можно растянуть. Ого! Круто же. Спасибо Украине, которая думает о многодетных. Выходит, если мне дадут кредит, то я заплачу только за половину квартиры! При чем я могу взять аж 2 квартиры, потому что нам полагается аж 125 м²! Не верите - почитайте условия сами.

Именно с такими планами я и начал оформлять все документы, общаться с теми, кто уже получил кредит по этой программе. Потратил время и деньги. Отдельной истории стоит получение справки о составе семьи для частного дома, в котором прописано больше 10 человек и они живут в разных городах. Но не об этом сейчас.

Для того, чтобы тебя поставили в очередь на кредит, ты должен стать в очередь на получение квартиры. То есть, бесплатное получение, на которое ты не претендуешь. Но именно там нам и дали отказ, потому что каждый город вправе устанавливать свои нормы по метрам, которые полагаются каждому члену семьи. И вот общеукраинская норма - 21 м², а для очереди на квартиру в Харькове - 5 м².

Дальше смешнее… Я и моя семья прописаны в доме родителей, где у меня нет ровно НИЧЕГО. А прописаны мы там только потому, что больше негде прописаться. И вот норму считают по месту прописки естественно. И у нас слишком много м² на человека - аж по 12! Выходит, что не полагается ставить в очередь на квартиру, потому что там должно быть меньше 5 м², но в очередь на кредит ставить полагается - там по 21 м², но не ставят, потому что не поставили в очередь на квартиру!

Ирония еще в том, что в семье моих родителей 6 детей и поэтому папа в конце 90-х построил дом своими силами. Это был еще тот героизм! И государство никак не помогало. Я объясняю чиновнику, что у меня нет части в этом доме и это не мой дом, а моих родителей и братьев. То есть, теоретически с точки зрения государства мы там должны жить всеми семьями и это нормально...

Я готов платить кредит! Готов даже платить без льготы в 50%! Это была хотя бы какая-то помощь от государства. Но мне не полагается! Поэтому приходится арендовать квартиру, как и многим другим, и своими силами копить на жилье, потому что ипотеки у нас не существует, только бешеные кредитные ставки от банков, которые брать - безумие!

Ладно, мне не надо квартиру, если это так сложно, дайте мне просто землю! И, кстати, формально есть кредиты на строительство дома, но их никто не дает, потому что это не интересно застройщикам. Отдельная история.

И последняя история - недавний закон про автокресла. Это шедевр для многодетных. Ведь теперь, по-идеи, нас не возьмет ни один таксист! Некоторые водители мне об этом уже сообщили. Теперь наша машина может перевозить только нашу семью и никого больше. А если дети захотят поехать к бабушке с дедушкой, то мне надо и машину с детьми отдать сразу. А если моя машина сломалась, то ездить можно только на троллейбусе, ведь в такси не берут. Или обязательно должна быть большая машина у жены. То есть, я должен очень неплохо зарабатывать, чтобы позволить себе троих детей. А детям еще и время необходимо уделять! Но троих еще можно впихнуть на задний ряд, а что делать тем, у кого четверо? Только микроавтобус! А это заметно дороже. Вот теперь мы подумаем, как рожать или усыновлять четвертого?!

Государство пока не очень помогает, а только мешает. Да, вроде о безопасности подумали, но это же настолько бестолковое решение - ориентироваться либо на очень состоятельные многодетные семьи либо на семьи, где 1-2 ребенка. При этом они еще умудряются рассказывать про поддержку рождаемости. Разве государство как-то помогало мне купить авто, которое будет вмещать моих детей? Нет! Но оно вправе диктовать мне, как я должен заботиться о безопасности детей. Парадокс.

А какие льготы нам даны? Давайте вспомним. У меня есть свидетельство многодетного родителя. Оно позволяет мне:
- бесплатно ездить в метро/трамвае/троллейбусе
- получать 1700 грн. за третьего

Больше нет услуг, которыми я пользуюсь. Вот и все льготы. Еще я могу получить скидку на газ (50%). Но у меня нет дома и меня это не касается.

Что выходит? Государство почти никак мне не помогает. Я работаю, плачу налоги, которые, кстати, с лихвой покрывают то, что государство мне возвращает. Я кормлю все семью, плачу за медицину, образование и так далее. Кстати, потому как дети у нас учатся дома, то и здесь нам приходится платить за все самим. Потому что государство не вернет нам деньги за то, что мы не потребляем предоставляемые им услуги по образованию моих детей.

Мало того, что государство мне никак не помогает, оно еще и лезет своими грязными руками туда, куда его не просят. К примеру, норовится прийти ко мне домой и проверить - достаточно ли я забочусь о детях? Вы понимаете всю абсурдность ситуации?

Мне совершенно не нужны эти почти бесполезные поблажки от государства. Сделайте что-то действительно стоящее, ведь мы растим будущее страны. Мы растим тех, кто будет платить налоги в будущем. При этом мы и сами живем по закону и платим налоги, потребяем услуги и создаем ВВП. Выдайте нам землю, сделайте льготные кредиты, реально упрощайте бюррократические процедуры, чтобы все можно было делать “оптом”. И не создавайте нам лишние проблемы, позволяя любому таксисту не взять нас в такси, а полицейскому оштрафовать за то, что “мы не заботимся о безопасности своих детей”!

Я привел в пример только три истории. У меня их намного больше. Это встречается везде. Я уже не стал продолжать про общество, которое просто не замечает, что у тебя на руках один ребенок и рядом еще два бегает, когда ты стоишь в очереди. Более того, некоторые спокойно могут подрезать и перед тобой стать!

Эх, получился какой-то пост возмущения… Не подумайте, что я ною. Я буду растить своих детей и растить их дальше. Мои папа с мамой вырастили нас в тяжелые 90-е. При этом политика государства была не намного лучше, чем сейчас. Теперь их дети живут, платят налоги (кормят чужих родителей), работают, а папа получает мизерную пенсию в знак благодарности от своего государства. Мы привыкли, что наш вклад недооценивают. Но, возможно, до какого-нибудь власть имущего и дойдут мои слова. Возможно, он поймет, что выдавать деньги - это плохой вид помощи, есть вещи гораздо более важные и простые.

Комментарии

  1. Привет, Паша!

    Спасибо за мысли и чаяния, приятно осознать, что они почти полностью совпадают с моими. Как такой-же многодетный папа 3-х маленьких сыновей ровно так-же отреагировал на автокресельную заботу о нас.

    Я копнул чуть в другую сторону и провёл опрос среди заграничных друзей. Получил пока ответы из двух стран — Германии и Дании. В обеих странах законы, предписывающие использование автокресел, не распространяются на разовые поездки, то есть такси и если друзья подвезли. В такси можна, как и у нас ещё пару недель назад, просто посадить детвору на заднее сидение.

    Если вдруг ты захочешь развить тему, друг из Германии сослался на вот эту статью:
    http://taxipedia.info/pflicht-zur-benutzung-von-kindersitzen-im-taxi/

    Друг из Дании на эту:
    https://fdm.dk/alt-om-biler/test-udstyr/autostol/autostol-regler-lovgivning

    Скажу чесно, что ни по-дацки, ни по-немецки я не понимаю, а гуглотранслейтором не переводил, поверил пацанам на слово.

    Оксане и родителям привет из Киева!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличное дополнение! Спасибо большое за него! Буду знать.

      Надо пообщаться с американцами еще на эту тему.

      Удалить
  2. Ну и, хотя это и так понятно, в Турции тоже автокресла на одноразовую поездку не распространяется, многократно пользовались такси ( в uber, кстати, всегда приезжает Mercedes Vito) и никаких вопросов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, мы уникальны. Вряд ли найдется цивилизованная страна, где встречается подобное требование к перевозке детей

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Иисус и защита грешников

Религии придумали для управления людьми?

Книга "Люди власти, властолюбие и Церковь" Эдин Ловас